За три года с 1974 по 1976 футбольное насилие на итальянских стадионах приняло новый характер: оно стало всепоглощающим, систематическим и организованным. Всё что происходило на Стадио Олимпико заставляло детей и женщин оставаться дома и не приходить на игры. По мнению экспертов, виноваты во всем были группы агрессивно настроенных политизированных фанатов. Столкновения чаще происходили на Curva Sud, где десятки человек размахивали флагами, кричали как одержимые, бросались фаерами и петардами, лазили через заграждения и причиняли миллионные убытки команде своим поведением.
Тогда же в 76 году в Риме прошло чрезвычайное совещание среди руководств клубов и местной власти по теме футбольного насилия. Вот так Джилберто Винес, выступавший на этом собрании описал ситуацию на "Олимпико": "Наиболее яркое проявление насилие можно заметить перед игрой. Несколько тысяч молодых людей невозможно контролировать, они как звезды ночью разбредаются по территории стадиона. Почти всегда происшествия случаются на Curva Sud, которая чуть ли не взрывается, стоит нам только открыть ворота. А ведь она заполняется этими парнями уже в 9 утра. И до трех часов они машут флагами и кричат, громят туалеты, встречают свистом и оскорблениями гостевых болельщиков и даже совершают акты насилия в их отношении.
Ренато Фрателла, представитель координационного центра, был одним из инициаторов сооружения тоннеля для футболистов, дабы защитить их от фаеров и бутылок, летящих с Курвы. тогда же появилась первая охранная организация на стадионах. В ее подсобных помещениях на стадионе можно было найти тысячи отобранных "трофеев": молотки, арматуры, ножи, цепи, отвертки, стальные шарики, кастеты и даже пистолеты.
В сезоне 73-74 Файтелла, Ди Визио и Камильери, по инициативе клуба "Лацио" разделила фанатов по "курвам" по время дерби: "лациали" оказались на Curva Sud, а "романисти" - на Curva Nord. Руководство "Лацио" не учло, что самые громкие фанаты "орлов" были сначала на Curva Sud и, не смотря на решение руководства? отказались покинуть свои места. Это спровоцировало еще больше стычек между фанатами, и в итоге "лациали" с Curva Sud были выбиты. В 1976 году "деградация" некоторых групп фанатов была на лицо. "Городские партизаны" или "геррильери" - это был стиль жизни фанатов. Противостояние полиции, гостевым фанатам. Ярким примеров стал матч того года "Рома" - "Ювентус" (0-1). Первая крупномасштабная стычка фанатов друг с другом и полицией. Причем спровоцирована была именно неадекватной реакцией полиции на абсолютно безобидное закидывание апельсинами. Ответом полиции стал стал слезоточивый газ.
До 60-х годов "Стадио Олимпико" был чуть ли не священным местом, светящим чистотой мрамора и краски. Но после изобретения спрей-краски все изменилось. Стали появляться сначала невинные надписи на стенах "Ale Roma" и Forza Roma", но потом и знаками смерти, агрессивными рисунками и названиями групп. Так зародилась война граффити. Даже тут образ ультра (по правилам итальянского ударение падает на конец слова) предстает как агрессия смешанная с вечной борьбой и разбавленная большой долей насилия. Написанные на стенах угрозы и даже оскорбления в адрес фанатов других команд создают ощущение возможности нападения в любую секунду. На вопрос журналистов о граффити один участник ультра-группы ответил так: "Граффити - не для всех. Грязноватое дело. Но это не менее важное занятие, чем поддержка на стадионе. Как еще мы можем заявить о себе в городе и запугать соперника? "
Вскоре руководство клуба поняло, что с агрессивными парнями с Курвы можно вести хоть какой-то диалог, а не только ставить железные заборы и запрещать посещать матчи. Произошла встреча между представителями команды и фанатами с трибуны, главной темой которой стало не чтение моралей о насилии на стадионе, а проблема эффективности поддержки! Разрозненные и плохо-организованные группы фанатов на Курве не оправдывали надежд. Свои кричалки, свои песни, своя манера поддержки были у каждой группы. Фаусто Йоза, тогдашний президент "Roma Club Esquillino" рассказывает о новом объединении: ""Commando Ultra" не родилась спонтанно. Это был хитрый и продуманный шаг. Хотя многие старые ультра думают что все случилось стихийно и внезапно. Идея была разработана Анцалоне и Фаителлой: собрать и объединить разрозненные группы с помошью меня и моих людей. (Конечно же, очевидно, что идея объединения не была изобретена "Roma Club" или придумана в кабинетах. Она назревала долгое время и среди самих фанатов, что можно прочесть в интервью в газетах того времени. - прим.) Тогда я был президентом "Roma Club Esquillino". Я любил много цветов клуба на трибуне, носил барабаны на стадион. Тогда же Фаителла пригласил меня к Анцалоне, где мне объяснили будущие планы. Анцалоне сказал: "Вы видите что должно быть? Приступайте.. Йозе, что для этого надо? " Я высказал свои условия: "Разрешение проносить зарание барабаны, баннеры, плашки. Разрешение на любые баннеры и акции. Я не старался просить невозможного, а лишь необходимое. Первая встреча с парнями с Курва произошла в старом офисе "AIRC" ("Associazione Italiana Roma Club" - клуб фанатов, основанный в 72 году. Одна из первых попыток создания организации болельщиков. Существует и по сей день, занимая место на "Трибуне Тевере". Объединяет фан-клубы "Ромы" со всех городов Италии, где они существуют. - прим.). Всё прошло гладко. Но ведь и не могло быть иначе. Лидеры группировок были люди молодые, но зрелые по мышлению и видению социальных вопросов - Антонио Бонджи ("Boys"), Роберто Рулли ("Fedayn"), Стефано Малфатти, Джанни Мазарелли, Анджело Мелькьорри, Фабио Алезе, Сержио, Арчанджелли, Марко Анджелини, Массимо Бонерба."
У истоков стояли такие группировки как "Boys", "Fedayn", "Fossa dei Lupi", "Pantere Giallorosse".
Необходимо было выбрать название для новой группировки. Каждый из лидеров сделал свое предложение, а после длительных обсуждений было выбран вариант, предложенный Бонджи: "Commando Ultra' Curva Sud". "Я вспомнил статью в газете "Corriere Della Sera" о столкновениях палестинских ультра-коммандос. Мне понравилось название и я его выдвинул как свой вариант. Оно понравилось большинству и прошло", - вспоминал потом Антонио. После названия был выбран и символ: красные буквы "U" и "R" на белом фоне, разделенные молнией. Символ силы ,который ассоциируется с решительностью и готовности к действиям, к тому же менее мрачный, чем череп с костями у Торино. Опять же мы видим желание не скопировать, а пойти дальше в развитии ультра-движения, при этом без погружения в пучину футбольного насилия.
Координационный Центр Клуба Рома проспонсировал барабаны и первый баннер. Впервые "Commando Ultra' Curva Sud" появились 9 января 1977 года.Выдержки из истории "CUCS", появившиеся в фанзине "Giallorossi" в 1983:
"... это была фантастика! Нам официально разрешили пройти на стадион задолго до начала матча! Мы были одни на таком большом стадионе - это был наш звездный час. Мы были там, полны эмоций ,с единственным и неповторимым 42-метровым баннером. Тогда была великолепная игра - победа 3-0 над "Сампдорией". Это был триумф, праздник любви и преданности команде ,но мы знали, что это было только начало. Хотя нашей единственной ошибкой было - долго петь перед игрой и большинство из нас ко второму тайму совсем потеряли голос (...) Мы почувствовали восторженную реакцию болельщиков и пытались выяснить, что были за парни с баннером. С наших мест было плохо видно. Тогда произошло рождение группы, которая станет на многие годы сильнейшей в Италии (...) 1977 год стал годом объединения. Мы маловато знали, имели всего 8 барабанов, и 2 баннера. Но у нас был энтузиазм совершенствоваться. В 1978 первые финансовые проблемы нанесли нам небольшой удар. Мы купили еще 12 барабанов, заказали новые флаги, приобрели дымовые шашки и фаеры, устраивали шоу каждое воскресенье. А это стоит больших денег. Кроме того, нам же никто не помогал с деньгами, вот мы и решили продавать открытки и футболки с нашей эмблемой перед стадионом, чтобы хоть как-то покрыть убытки (...) Вскоре пришла идея обозначить членство в группе, что могло бы не только экономически помочь, но и определить круг людей .на которых можно положиться."
В те первые дни "Commando" заняли место на Curva Sud. Антонио Бонджи вспоминает: "К нам подошла толпа и кто-то из них сказал, чтобы мы убирались, ведь это было их место. На что мы ответили, что, если они хотят стоять здесь, значит им придется зажигать весь матч или убраться отсюда. Мы заняли расстояние примерно в 70 метров. Всем хотелось стать ультра: начиная с 6-летнего ребенку с шарфиком и заканчивая теми ,кому под семьдесят. (В то время на "Курве" только сидели, поэтому диалог, о котором рассказывает Антонио не всегда проходил так гладко и часто заканчивался небольшими драками - прим.).
"CUCS" доказали, что крики и рев, которыми была полна Curva Sud ранее - не действенный метод поддержки. Теперь же парни на трибуне били в барабаны, размахивали флагами, красно-желтыми шарфами, пели в унисон. Все это давало еще больше вдохновения самим фанатам и конечно же команде. Сержио Бруно был ответственным за баннеры, барабанщики выступали под руководством Мальфатти и Маззарелли, Тренда и Милькьорри заряжали песни и кричалки, Бонджи и Анджелини были координаторами флаговой поддержки, кроме того на трибуне "работали" добровольцы .активно перемещавшиеся по секторам для контроля порядка, увеличения или уменьшения интенсивности поддержки. С целью полного присоединения к ультре "Vinti" и некоторые члены Координационного Центра Клуба Рома (Фаителла, Марцони и Сбаффо), создали "Молодежный Центр Джаллоросси" (их надпись можно увидеть на первом баннере "Commando Ultra' Curva Sud" - прим.). А к "CUCS" присоединились "Guerriglieri" и "Panthers".
"Guerrilireri della Sud", возглавляемые Массимо Бонербой, студентом - юристом и большим фанатом "Ромы" и ненавистником "Лацио", были группой с большим опытом за плечами. Их баннер впервые появился в еще в начале 1967 года. "Panthers" с их лидером "Итало" были единственной ультра-группой с "Nord". Названия почти всегда отражают особенности группы, но иногда и политические воззрения участников. Название "Пантеры" представляло собой всего лишь результат фантазии подростков, состоявших в этой группе. "Fedayn" же свое экстремистское название оправдывали: "Мы, родом из района Квадраро, в течение 5 лет каждое воскресенье мы следовали повсюду за "Ромой" . Уже в десять утра мы были возле стадиона. Когда у нашей команды дела шли плохо, люди, видящие нас на улицах в желто-красных шарфах, кричали, что мы самоубийцы. "Вы хуже, чем федаины!!!" - вот, что мы слышали вслед. С того времени мы сохранили это прозвище, которое так нам понравилось." (Роберто Рулли в интервью для "Giallorossi" 1977 год - прим.) Среди участников "Fedayn" были участники таких лево-экстремистских итальянских организаций как "Autonomia Operaia" и "Lotta Continua". В наклейках и надписях "Fedayn" связь фанатов с политикой была очевидна.
Отношения между Координационным центром и "CUCS" начали портиться. Первые предлагали признание и вступление в "AIRC" как шаг вперед в поддержке клуба, ну а вторые же заявляли, что они не променяют свободу действий на материальную поддержку. Коммандо нужно было бороться еще с двумя проблемами - проникновение в группу политических агитаторов и насилие. Ни с одной ни с другой справиться полностью невозможно. Но в первом случае в "CUCS" было неписанное правило "Здесь болеют только за Рому". И те, кто следовал ему уважались, иные отсеивались. Проникновение политических элементов продолжалось через молодежь, кроме того появились и личности с криминальным прошлым, но с ними бороться было гораздо легче.
Сезон 77-78 стал началом десятилетия триумфального шествия Curva Sud. Поддержка поражала красотой и слаженностью, часто использовались традиционные Римские темы. Когда еще Рим увидит такие дымы, цвета и растяжки на "Олимпико", какие были во время руководства "Ромой" Дино Виолы. Все это было возможным во многом благодаря сотрудничеству с Фаусто Йозе. Молодой президент клуба делал все возможное для развития движения фанатов в Риме.
Сначала он помогал в перевозке материала для кореографии, оказывал небольшую финансовую и организационную помощь.
Продолжение следует...