10 февр. 2012 г.

Interview: Simon Martin





На волне выхода новой книги Саймона Мартина «Sport Italia» о развитии спорта и политики в Италии, мы не могли не перевести и не опубликовать перевод интервью автора. Саймон Мартин - бывший тренер Академии "Вест Хэма", "адаптированный римлянин", как он говорит о себе, болельщик "Ромы" и талантливый писатель и исследователь современного футбола по совместительству.
Футбол в Италии всегда был тесно связан с политикой:  со времен влияния фашизма в ранние годы становления футбола  до наплыва политизированных ультрас в 70-е или с попыток президента «Милана» заработать голоса, используя клуб, до последних скандалов в итальянском футболе, включая «Кальчополи».

- «Sport Italia» освещает всю глубину связи политики и футбола в Италии. Что же стало причиной такого тесного «сотрудничества» и взаимного влияния?
Саймон Мартин (СМ):  Еще со времен Рудольф Оберманн основал секцию гимнастики для солдат в 1831 году.  С того момента спорт включал в себя политический аспект – националистический инструмент  подготовки граждан и солдат к защите нации, религиозный – создания католических защитников веры и Родины, социалистический – развитие подготовленных отрядов для классовой войны. Спорт и политика в Италии развивались параллельно и оказывали большое влияние друг на друга.

- Как бы Вы описали роль фашизма в становлении итальянского футбола в ранние годы на уровне клубов и сборной команды? Фашистский режим использовал спорт как политический и идеологический инструмент, например влиянием на результаты соревнований. Одновременно с этим, без влияния фашизма та же Serie A бы не существовала.
 СМ:  Фашизм является фундаментом в итальянском футболе. Без него Италия была бы на уровне Греции или Португалии. Именно фашизм реструктурировал футбол после Первой Мировой Войны, которая оставила его в состоянии хаоса.  Кроме того, это национальная идея того времени. Тогда в 1926 году мелкие локальные лиги были объединены в Serie A, северный и южный дивизион. Фашисты вкладывали большие деньги не только в футбол, но и в спорт в целом. Спорт был орудием пропаганды идей, поиска поддержки в различных слоях населения, создания сильной и здоровой нации, готовой хорошо трудиться, бороться, рожать детей в большом количестве. Спорт во времена фашистской диктатуры был полностью политизирован. Нельзя не упомянуть и о спортивной архитектуре в «фашистскую эру», еще один механизм пропаганды. Изображения, символы, строения – все это работало на «новую национальную идею». К примеру, если посмотреть на Стадио Артемио Франки во Флоренции, то можно увидеть, что он представляет собой букву «D».  Многие считают, что это дань уважения Бенито Муссолини.

- После Второй Мировой Войны и свержения фашизма политика на время ушла из спорта в Италии?
СМ: С одной стороны это так. Итальянский Олимпийский Комитет (CONI) был «очищен» от фашистских элементов под руководством Джулио Онести, который был членом социалистической партии. Однако,  несмотря на все заверения об аполитичности спорта, влияние перешло к социалистам. Важно отметить, что представители Католической Церкви сформировали свою спортивную организацию «CSI», но просуществовала она недолго. В отличие от фашистского периода, когда спорт был доступен для всех, являясь национальным достоянием, послевоенный спорт был «помешан» на наградах и трофеях.

- Как поменялся взгляд на футбол с изменением политической ориентации страны? Имеется в виду, стычки между фанатами, вражда «политики» на стадионах.
СМ: Фашизм очень грамотно использовал спорт в политике и идее национальной исключительности, но не учел как повлияет статус «доступности для народа» на отношение итальянцев к своим местным клубам и городам. Совершая первые выезды в Милан и Турин, фанаты Наполи не только наслаждались красотами страны, но и находили первых врагов. Больше не стало «итальянцев», а появлялись новые «неаполитанцы», «туринцы», «миланцы», «римляне» в рамках территории одной страны.  Фашисты поддерживали соревновательный дух между городами, ведь это «дело сильных», пока это не переросло в реальное насилие. Тут мы видим еще один инструмент «отвлечения»: пока раздробленные по городам итальянцы спорили о своих любимых клубах, игроках, гонщиках, они были меньше вовлечены в политику, меньше думали об урезанных зарплатах и увеличении рабочего дня.

-  С течением времени, изменением политических курсов в Италии, спорт продолжал оставаться значимым в жизни страны и политиков. В частности Сильвио Берлускони, владея «Миланом», увеличивал свой электорат влиянием на жизнь клуба. Какая партия по Вашему мнению наиболее рационально использовала спорт как инструмент влияния на общество?
 СМ:  Если брать социалистов, католиков и фашистов, то ответ найти не просто. Все они поняли важность спорта в политике, но разница заключается лишь в методах использования. Социалисты были первыми, кто осознал важность политического аспекта спорта, но их использование шло вразрез с идеологическими постулатами, которые не могли позволить отвлечь массы от классовой борьбы. Католическая Церковь сильно была взволнована отвлечением народа в сторону спорта, в частности гонок. Фашисты же приняли во внимание ошибки предшественников, потому и использование спорта в своих целях стало более эффективным. На данный момент фашистская идеология имеет наибольшие связи в спортивных кругах.

-  Влияет ли политический «окрас» страны на ультрас культуру в Италии? Эленио Эррера был чуть ли не основателем организованных «выездов» по Италии, но в Вашей книге Вы упоминаете и политическую составляющую в зарождении ультрас  групп.
 СМ: Созданием первой официальной группы фанатов Эррера уже показал важность «толпы» в спорте. Опираясь на опыт Испании, он убедил Анджело Моратти создать объединение преданных фанатов «Интер Клуб Москиттьери», члены которого должны были следовать за клубом везде и всегда. Эти официальные фан-клубы появились у «Ювентуса» и «Милана», однако отличные от них  ультрас-группы зародились куда позднее в 60-70-х под влиянием субкультур, насилия и политики.  Ультрас имели поддержку ряда политических экстремистских партий, что было взаимовыгодно.

- В книге Вы упоминаете «политику обмена» между ультрас и клубами. По Вашему мнению это хорошо или плохо. Для примера можно взять «Рому», которая привлекла иностранных инвесторов в руководство и диктует новую философию клуба.  Большую важность для владельцев имеет одобрение фанатами  всего, что делает американский бизнесмен Томас Ди Бенедетто.
 СМ: «Политика обмена» между ультрас и клубом – одна из самых важных проблем итальянского футбола, на мой взгляд. Irriducibili Lazio – классический пример. Они борются против президента Клаудио Лотито,  несмотря на самопровозглашенное право продавать атрибутику клуба, что по меньшей мере смешно. Иностранные владельцы – не совсем обычное явление для Италии. Хотя стоит упомянуть интерес Каддафи к «Ювентусу». Ясно одно, что итальянскому футболу нужны вложения, которые могут себе позволить лишь некоторые локальные бизнесмены, например владелец «Наполи» Аурелио Де Лаурентис. Новые владельцы «Ромы» весьма интересны. Важно, что американские коммерсанты, имея итальянские корни, прошли школу бизнеса в США. Выскажу предположение, что новый стадион может быть построен за территорией Рима, как продолжение традиций «американских загородных коммерческих зон».  Последние результаты команды, конечно, говорят о лишь небольшом прогрессе. Ведь в начале сезона клуб играл откровенно отвратительно. Повторю слова, которые я сказал Ди Бенедетто  на встрече в декабре: «Ваш «проект» слишком от много зависит: доверие, терпение фанатов,  смелость игнорировать желание фанатами «пустить кровь» Луису Энрике, когда дела идут не по плану. Создание «Барселоны» в Италии – глупый, спорный и невозможный «проект».


 - Банк «Юникредит», владеющий 33 процентами акций «Ромы», планирует продать их в руки некоторых других иностранных инвесторов. Принесет ли такая политика пользу для Serie A?
СМ: Бесспорно, что Serie A требуются финансовые вливания. Очевидно, что Serie A теряет рейтинг и позиции по сравнению с Premier League. То же успешное выступление в Лиге Чемпионов требует денег. Однако, именно «Наполи» показывает сейчас насколько важно грамотное руководство и преданность клубу, а не огромное и бестолковое финансирование.

- Марио Балотелли вполне может стать лидером сборной Италии. Каково отношение к первой  «черной» звезде футбола?
 СМ: В Италии расизм очень распространен. Если смотреть на эту проблему через призму футбола, то мы увидим много общего с ситуацией в Англии в 70-е годы. Италии надо очень хорошо поработать над проблемой расизма, ведь чемпионат до 80-х годов был абсолютно «белым».  Несмотря на постоянные проверки на прочность тренеров, Марио Балотелли  может стать великим игроком своей страны.

- Современный футбол в Италии по-прежнему во власти политики?
СМ: Расизма тут не больше, чем где-то еще в мире, но бороться с ним надо. Стадионы принадлежат по большей части местным властям ,поэтому спорт все еще политизирован даже структурно. И сама Италия, и футбол ждут больших реформ и изменений к лучшему.